Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

На вопросы отвечает полковник запаса, ветеран МЧС, начальник отдела радиационной, химической защиты Главного Управления МЧС России по Челябинской области (1997-2003) Голиков Сергей Михайлович

 

Вопрос: Сколько стоит гражданский противогаз?

Ответ: Средняя рыночная стоимость гражданских противогазов находится в пределах от 2600 до 2800 рублей.

Вопрос: От чего зависит стоимость противогаза?

Ответ: Стоимость противогаза зависит от отпускной цены, устанавливаемой изготовителями на ту или иную модель противогаза, и наценки поставщиков. Производители противогазов выпускают более 20 разновидностей лицевых частей и более 20 марок фильтров, что позволяет поставщикам предлагать одну и туже марку противогаза в различных комплектациях, стоимость которых может существенно отличаться.

Вопрос: От каких веществ должен защищать гражданский противогаз?

Ответ: Противогаз должен обеспечить защиту от отравляющих веществ (ОВ) и аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД) основных классов (А, В, Е, К).

Обоснование: п. 5.1.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014

Вопрос: Какие вещества относятся к классам А, В, Е, К?

Ответ: В таблице А1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 указан перечень аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД) основных классов (А, В, Е, К).

N п.п. Наименование классов АХОВИД Номенклатура АХОВИД
1 Органические пары (класс А) ацетонитрил, акрилонитрил, циклогексан, хлорпикрин, формальдегид
2 Неорганические газы и пары (класс В) водород цианистый, сероводород, фосген, хлор, хлорциан
3 Кислые газы и пары (класс Е) диоксид серы, водород фтористый
4 Аммиак (К) аммиак, диметиламин

Обоснование: Приложение А (обязательное), Таблица А1 – Перечень АХОВИД, ОВ и аэрозолей ГОСТ Р 22.9.19-2014

 

Вопрос: Распространяются ли требования ГОСТ Р 22.9.19-2014 на противогазы промышленные?

Ответ: Согласно п. 1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 требования данного ГОСТ не распространяются на противогазы промышленные.

Вопрос: Что означает понятие: противогаз «двойного использования»?

Ответ: Термин противогаз «двойного использования» подразумевает что, противогаз можно использовать как для целей ГОЧС, так и в целях промышленной безопасности. В настоящее время многие марки гражданских противогазов прошли сертификацию как в системе сертификации МЧС РФ, так в системе сертификации безопасности труда (ССБТ) и имеют сертификат соответствия ТР ТС 019/2011. Проще говоря – термин «двойное использование» применим к любому гражданскому противогазу, имеющему сертификат ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Вопрос: Все ли противогазы гражданские имеют сертификат соответствия ТР ТС 019/2011?

Ответ: Нет, не все. Не имеют сертификатов на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011 противогазы:

 комплектуемые лицевыми частями (масками) с круглыми плоскими стеклами, ограничивающими площадь поля зрения человека на 36 – 38%, (согласно абзацу 7 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 допускается ограничение поля зрения не более чем на 30 процентов). К примеру, противогаз УЗС ВК 320 и ряд других противогазов с металлическими фильтрами в комплектации маской МГП с круглыми плоскими стеклами не имеют сертификатов соответствия требованиям ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты»;

комплектуемые фильтрами, маркировка которых не соответствует требованиям ТР ТС 019/2011. К примеру: противогаз ГП-7. (Фильтр противогаза изготавливается в металлическом корпусе, окрашивается краской защитного (зеленого) цвета, имеет маркировку «ГП-7К».

Вопрос: Как проверить информацию о достоверности сертификата на противогаз гражданский?

Ответ: Реестр действующих сертификатов системы сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России опубликован на официальном сайте. Проверьте информацию о сертификате соответствия можно на сайте системы АСС МЧС России: Реестр сертификатов.

Вопрос: Как составить техническое задание (ТЗ) на противогаз, чтобы не ограничивать круг участников, провести закупку на конкурентной основе и избежать жалоб в ФАС?

Ответ: Чтобы не ограничивать круг участников закупки, следует в ТЗ включать такие требования, которые не превышают требований, установленных государственными стандартами и нормами. За основу целесообразно использовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие». Если текст взят из ГОСТа и перенесен в ТЗ, то никто не сможет обвинить заказчика в превышении требований законодательства и «заточке» техзадания.

Вам предлагаются ТЗ на самоспасатель и ТЗ на противогаз гражданский, составленные в строгом соответствии с требованиями ГОСТов на данные изделия. Это легко проверить.

Вопрос: На сайтах изготовителей размещены ТЗ на противогазы, стоит ли их использовать?

Ответ: Размещенные на сайтах производителей (их дистрибьюторов, дилеров, партнеров) ТЗ описывают конкретные марки противогазов конкретного изготовителя.  Использование таких  технических заданий (далее — ТЗ) приводит к ограничению числа участников, готовых предложить аналогичный (эквивалентный) товар других изготовителей.

Все противогазы изготавливается по техническим условиям (далее – ТУ), которые разрабатываются по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Противогазы отличаются друг от друга основными характеристиками, потребительскими свойствами, материалами изготовления, комплектностью, маркировкой, упаковкой и т.д. Именно эти отличия содержатся в ТЗ. Не столь существенный параметр какой-либо характеристики товара, указанный в заявке участника, может послужить основанием для ее отклонения. Производители противогазов и их дилеры хорошо знают характеристики как своего товара, так и товара конкурента, и если комиссия заказчика, проводящего закупку по 44-ФЗ, допустит заявку участника, предлагающего товар (пусть даже и с улучшенными характеристиками, но отличающимися от характеристик, указанных в ТЗ), то на действия комиссии может быть подана в УФАС жалоба, которая однозначно будет признана обоснованной. К примеру, жалоба в УФАС СПб.

Вопрос: Почему в ТЗ чаще всего можно встретить требование заказчиков о том, чтобы фильтр был в металлическом корпусе?

Ответ: Во-первых, многие по-старинке думают, что так ранее называемые «противогазовые коробки» могут быть только в металлическом корпусе и не знают о том, что фильтры для противогазов, выполненные из композиционных материалов дешевле и при этом по многим показателям превосходят фильтры из металла.

Во-вторых, фильтры в металлическом корпусе изготавливают АО «Сорбент», АО «Тамбовмаш», АО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского», входящие в одну группу, управляемую ООО «Корпорация «Спецзащита». Как отмечает ФАС, указанные изготовители поддерживают на высоком уровне цены на торгах на свои противогазы и нарушают антимонопольное законодательство (дело № 1-11-82/00-30-16). Фильтры из композиционных материалов изготавливают ОАО «АРТИ-Завод» и ООО «Бриз-Кама». Объемы производства фильтров в металлическом корпусе во много раз превышают объемы производства фильтров из композиционных полимерных материалов. Количество поставщиков противогазов с металлическими фильтрами в десятки раз больше количества поставщиков противогазов с фильтрами из композиционных материалов и, как следствие этого, большее количество информационного материала, рекламы, возможностей по продвижению данных противогазов и прочее.

В-третьих, как свидетельствуют заказчики, проводившие закупки без указания в техзадании материала из которого должен быть изготовлен фильтр, на них оказывалось настолько сильное давление со стороны «поставщиков-металлистов», что они были  вынуждены внести изменения в документацию.

По данному поводу в газете «Комсомольская Правда» даже была опубликована статья, в которой отмечается: «ООО «Бриз-Кама» не может в одиночку преодолеть трудности, которые на его пути искусственно и сознательно создают предприятия, доминирующие в данном секторе экономики страны. Крупные компании под различными предлогами стремятся опорочить продукцию ООО «Бриз-Кама» в глазах потребителей, всячески способствуя тому, чтобы не допустить его к участию в аукционных торгах, приёмами недобросовестной конкуренции буквально «проталкивают» в технические задания по закупкам средств индивидуальной защиты требования к продукции, явно указывающие на изделия конкретного производителя. В результате государственные организации и муниципальные образования закупают продукцию СИЗОД старых образцов, разработанных еще в прошлом веке, по весьма завышенным ценам, не всегда обоснованным требованиям к её техническим характеристикам и не в полной мере отвечающей современным требованиям. Тем самым наносится существенный вред не только бюджету страны, но и безопасности ее граждан.

Обоснование: статья в газете «Комсомольская Правда», Определение ФАС России «О назначении дела № 1-11-82/00-30-16 О нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению».

Вопрос: Обязательно ли в ТЗ указывать «или эквивалент»?

Ответ: Федеральная Антимонопольная Служба в Аналитическом отчете «О состоянии конкуренции на товарном рынке реализации (поставки) новых гражданских противогазов фильтрующих и их модификаций» отмечает:

«Согласно пункта 1 части статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Следует обратить внимание, что слова «При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент» в отчете ФАС выделены.

Обоснование: стр. 13 – 14 Аналитического отчета ФАС о состоянии конкуренции на товарном рынке реализации (поставки) новых гражданских противогазов фильтрующих и их модификаций  http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=14706

Вопрос: Приказ 285 МЧС России требует проверять фильтры противогазов на наличие вмятин и ржавчины, значит ли это, что фильтры должны быть только металлическими?

Ответ: Нет, не означает. Приказ МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285 не устанавливает требований к разработке, производству  изготовлены и закупке противогазов. Фильтры могут быть как в металлическом, так и в пластиковом корпусе.

В пункте 2.9.12 Приказа МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285 указано, что:

«При осмотре средств индивидуальной защиты проверяются:

  • противогазовые коробки и дополнительные патроны — качество покраски; отсутствие коррозии, помятостей, пересыпания и высыпания шихты; плотность завертывания колпачков и правильность установки пробок;
  • лицевые части — состояние резины (отсутствие трещин, порывов), наличие и состояние клапанов, переговорных устройств и мембран в них, плотность крепления клапанной коробки, состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм».

Данное требование распространяется на противогазы с металлическими фильтрами, но не применимо к противогазам с фильтрами из ударопрочного и термостойкого полимерного композиционного материала, который не подвержен коррозии и не требуется покраски. При проведении ежегодного осмотра хранимых противогазов время работы комиссии значительно сокращается, если на хранении находятся противогазы с нержавеющими фильтрами и отсутствует необходимость обнаруживать фильтры с проржавевшими корпусами.

Пример некачественного металлического фильтра приведен на фотографии, которая была сделана в то время, когда гарантийный срок данного фильтра еще не истек. Так называемое «высаливание» явно свидетельствуют о том, что партия данных фильтров была выпущена с заводским браком.

К утвержденным приказом Правилам следует подходить разумно, т.к. некоторые требования Правил неприменимы в отношении многих организаций.  Судите сами: для «буквального» исполнения Правил организациям, закупающим гражданские противогазы, необходимо:

  • склад (место хранения) оборудовать с учетом требований защиты от современных средств поражения, на безопасном удалении от предприятий, специфическая деятельность которых может отрицательно сказаться на качественном состоянии средств радиационной и химической защиты (п.2.7.1);
  • территорию склада надежно оградить, и хорошо освещать в ночное время (п.2.7.3);
  • на складе оборудовать участок для завоза, распаковки и упаковки средств радиационной и химической защиты, кладовые для хранения инвентаря, инструмента и специальной одежды, рабочее место ответственного за хранение (п.2.8.9);
  • оборудовать контрольно-пропускной пункт, в котором, как правило, размещается охрана склада, и организовать осуществления контроля входа (въезда) на территорию склада, а также выхода (выезда). (п.2.8.13);
  • и многое-многое другое.

Если требование п. 2.19.12 Правил, утвержденных Приказом МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285, должно исполняться буквально, то тогда нельзя покупать гражданские противогазы с панорамными масками типа «МАГ-3», так как при их осмотре невозможно проверить состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм лицевых частей (у панорамных масок нет очковых стекол и очковых обойм).

Обоснование: Приказ МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285

Вопрос: Инспекторы надзорной деятельности МЧС РФ в акте проверки указали как нарушение требований законодательства отсутствие на предприятии дополнительных патронов ДПГ-3. Правомерно ли требование инспекторов МЧС?

Ответ: Дополнительный патрон ДПГ-3 предназначен для комплектации гражданских противогазов ГП-7, ГП-7В с целью расширения области их применения. Входящие в комплектацию гражданских противогазов ГП-7 (ГП-7В)фильтрующе-поглощающие коробки марки ГП-7К не обеспечивают защиту от аммиака и некоторых АХОВИД, а требования, предъявляемые к гражданским противогазам, таковы, что все противогазы должны обеспечивать защиту от аммиака.

Следовательно, если на предприятии имеются противогазы марки ГП-7, то к ним требуется приобрести дополнительные патроны ДПГ-3, если на предприятии имеются гражданские противогазы, фильтры которых защищают от аммиака (к примеру, ГП-7Б, ГП-7ПМ), то в приобретении дополнительных патронов ДПГ-3 нет необходимости.

Вопрос: Распространяются ли на гражданские противогазы требования стандартов системы безопасности труда?

Ответ: Следует полагать, что распространяются, так как в отношении противогазов гражданских фильтрующих действует ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования». Данный стандарт использует ссылки на документы Системы стандартов безопасности труда, в том числе на ГОСТ Р 12.4.251-2009 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка».

Противогаз состоит из двух основных частей – фильтра и лицевой части. Государственными стандартами определены требования как фильтрам, так и к лицевым частям. К примеру, ООО «Лепесток» в жалобе №201700151003001215, поданной на в УФАС Нижегородской области на заказчика, закупавшего противогазы гражданские, заявляет, что «В отношении данного товара в Российской Федерации действуют ГОСТ 12.4.235-2012 (EN 14387:2008) «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка» и ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136:1998) «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия», а заказчик при составлении описания объекта закупке использовал другие показатели и требования. УФАС согласилась с заявителем и признала жалобу обоснованной.

Вопрос: Какие марки гражданских противогазов выпускаются заводами?

Ответ: В настоящее время выпускается более 25 модификаций гражданского противогаза ГП-7 в различных комплектациях:

Марки гражданских противогазов указаны на сайтах изготовителей и внесены в реестр АСС МЧС России ( реестр можно посмотреть здесь).

Вопрос: Где можно пройти обучение по ГО и ЧС в городе Челябинске?

Ответ: Обучение должностных лиц и специалистов в области ГО и РСЧС проводит Учебно-методический центр областного государственного учреждения «Центр гражданской обороны и защиты населения Челябинской области».

УМЦ находится по адресу: Челябинск, ул. 40-летия Октября, д. 21 (отдельный вход с южной стороны здания).

Обучение проводится бесплатно по программам для различных категорий в объёме 72-108 часов, теоретический материал выдаётся в электронном виде. Для подачи заявок на обучение обращаться по телефону: 775-00-06.

Вопрос: Следует ли требовать, чтобы в паспорте на гражданский противогаз или респиратор имелась отметка о  приемке товара военным представительством (ВП МО РФ)?

Ответ: Нет, не следует. Продукция с военной приемкой поставляется для МО России, а для организаций, не входящих в структуру МО РФ, требование о поставке товара с военной приемкой неправомерно.

Есть изделия, выпускаемые по ТУ, разработанными МО РФ и где заказчиком выступает МО РФ. Такие изделия проходят военную приемку. В связи с частыми случаями неправомерного «отсеивания» участников конкурсов на поставку гражданских противогазов из-за отсутствия у них военной приёмки, ООО «Бриз-Кама» официально обратилось в Министерство обороны за разъяснением данной ситуации. ВРИО начальника Управления военных представительств Минобороны ответил, что согласно указаниям Министра обороны РФ от 27 июля 2013 года №205/2/411, продукция не имеющая утверждённой госзаказчиком технической документации (продукция общехозяйственного, гражданского назначения и закупаемая по государственному оборонному заказу) не подлежит контролю ВП МО. Текст запроса и ответа размещен на сайте   http://brizcentr.ru/news/21.html

ФАС признает жалобы, поданные на требование документации заказчика о наличии военной приемки МО России, обоснованными. К примеру, Решение и Предписание УФАС по Новосибирской области приведено ниже:

 http://zakupki.gov.ru/controls/public/action/complaint/info?source=epz&complaintId=1635285

Вопрос: Какие противогазы вы рекомендуете приобретать?

Ответ: Я рекомендую те противогазы, которые прошли сертификацию на соответствие предъявляемым к ним требованиям, и которые имеют минимальную стоимость. Полагаю, что разумнее закупить 20 противогазов по цене 2 тысячи, чем 10 противогазов по цене 4 тысячи. В первом случае обеспечено противогазами будет 20 человек, во втором – 10 человек. Есть разница?

Однако выбор за Вами, но еще раз подчеркиваю, что:

  • современные панорамные маски и лицевые части с трапециевидными стеклами обеспечивают обзорность не менее 70%.
  • нижнее крепление одного фильтра к лицевой части или боковое крепление двух облегченных фильтров к лицевой части позволяет снизить и равномерно распределить нагрузку от противогаза на лицо и голову человека, избежать надевания противогаза с перекосом и, как следствие, подсоса зараженного воздуха по линии обтюрации (прилегания) лицевой части противогаза к лицу человека.
  • современные комбинированные фильтры гражданских противогазов:
    • изготавливаются с использованием ударопрочного и термостойкого полимерного композиционного материала, который не подвержен коррозии и не требует покраски для защиты от коррозии;
    • материал корпуса из ударопрочного и термостойкого полимерного композиционного материала обладает свойством обратимой деформации, что сводит к минимуму вероятность создания условий для проникновения зараженного воздуха вдоль стенок корпуса;
    • фильтры обеспечиваю защиту от ОВ, РВ и АХОВИД основных классов (А, В, Е, К), т.е не требуются дополнительные затраты на повышение защитных свойств противогазов (закупку ДПГ-3).

Главное – это не то, из чего сделан корпус фильтра, а то, что находится внутри фильтра.

Современные гражданские противогазы имеют сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) и сертификаты МЧС России.

Вопрос: Какие бывают самоспасатели?

Ответ: Самоспасатели относятся к средствам индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и как все СИЗОД классифицируются на:

  • фильтрующие СИЗОД – зависящие от окружающей среды;
  • изолирующие СИЗОД (дыхательные аппараты) – не зависящие от окружающей среды.

Вопрос: Требованиям каких ГОСТ должен соответствовать самоспасатель изолирующий?

Ответ: Самоспасатель изолирующий должен соответствовать требованиям:

  • ГОСТ 12.4.292-2015 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие самоспасатели с химически связанным или сжатым кислородом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов»;
  • ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»;
  • ГОСТ Р 53259-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие со сжатым воздухом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» — для самоспасателей, предназначенных для защиты людей при пожаре (в дополнение к указанным выше требованиям).

Вопрос: Какие самоспасатели должны использоваться при ЧС?

Ответ: Для использования в ЧС предназначены специальные самоспасатели, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым МЧС России. При этом:

  • самоспасатели фильтрующие должны соответствовать ГОСТ Р 22.9.09-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования»;
  • самоспасатели изолирующие должны соответствовать ГОСТ Р 53259-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие со сжатым воздухом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний»;
  • все самоспасатели должны соответствовать требования ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Вопрос: Какие дополнительные требования предъявляются к самоспасателям, предназначенным для защиты людей при пожаре (для эвакуации во время пожара)?

Ответ: МЧС России в письме к Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «СОЮЗ 01» от 28 апреля 2016 года №19-2-12-1698 указывает что, «самоспасатели, соответствующие требованиям Технического регламента о безопасности СИЗ могут использоваться (применяться) исключительно для защиты органов дыхания и зрения человека от химических факторов, а самоспасатели, предназначенные для защиты органов зрения и дыхания людей при пожаре, наряду с требованиями Технического регламента, должны соответствовать требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасностью и ГОСТ Р 53261-2009 «Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний».