Уральский банк ПАО Сбербанк 28.02.2017 года разместил извещение о закупке № 31704791514 на поставку средств индивидуальной защиты и приборов для организации гражданской обороны и защиты работников Сбербанка, работающих в Республике Башкортостан, Свердловской, Челябинской и Курганской областях.
Особенностью данной закупки является то, что:
Согласно ТЗ закупается гражданский противогаз ГП-7ВМС.
Интересный факт – информация о противогазе ГП-7ВМС, его изображение и описани на сайтах и в каталогах предприятий-изготовителей отсутствует! Существует ли вообще противогаз ГП-7ВМС и что он из себя представляет?
Яндекс на запрос «противогаз ГП-7ВМС» выдает сотни изображений разных противогазов, но какое из них соответствует требуемой заказчиком марке?
В настоящее время ООО «Бриз-Кама» выпускает противогаз гражданский фильтрующий ГП-7ВМБ. На сайте ООО «Торговый дом «БРИЗ» размещено изображение данного противогаза:
Противогаз гражданский ГП-7ВМБ
Однако в наименованиях ГП-7ВМБ и ГП-7ВМС имеется различие в буквах, следовательно это не тот противогаз, который требуется заказчику.
Другой изготовитель – АО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского», выпускает гражданские противогазы ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ изображения которых приведены на рекламном листе завода
Как видим, противогаз марки ГП-7ВМС в перечне продукции завода отсутствует.
Реестр действующих сертификатов системы сертификации АСС МЧС России не содержит запись о противогазе ГП-7ВМС. Проверить информацию можно на сайте системы сертификации МЧС РФ в разделе РЕЕСТР СЕРТИФИКАТОВ.
Что же означает буква «С» в марке противогаза ГП-7ВМС? Специальный? Современный? А может, это новая СЕКРЕТНАЯ разработка неизвестного изготовителя? Нет, это не новая разработка, а скорее всего — контрафакт.
Однако, в сети интернет уже давно на сайтах екатеринбургских фирм ООО «Гражданская оборона» и ООО «МЧС ГО «Экран»размещены изображения противогаза, который именуется как ГП-7ВМС.
Лицевая часть противогаза (маска МАГ-3) изготавливается на АО «Сорбент». Маркировка фильтра свидетельствует о том, что фильтр также изготовлен на АО «Сорбент». Возникает вопрос: почему на сайте изготовителя (АО «Сорбент» г. Пермь) не указан данный противогаз? Можно полагать, что ответ прост: для производства продукции, на нее должен быть оформлен сертификат. На изготовление масок МАГ-3 и фильтрующе-поглощающих коробок марки ГП-7К предприятие АО «Сорбент» имеет сертификаты и изготавливает их на официальной основе. Однако, изготовители производят различные марки лицевых частей и фильтров из которых потом комплектуются противогазы. Любой противогаз подлежит сертификации, даже в том случае, если в его комплектацию входят сертифицированные комплектующие!
Если основания полагать, что так называемый гражданский противогаз ГП-7ВМС не прошел процесса сертификации и реализуется официальными дилерами завода-изготовителя без сертификата. Это является прямым нарушением законодательства, но можно с уверенностью полагать, что дилеры АО «Сорбент» идут на такой риск ради наживы, так как прибыль многократно превышает убыток, который они понесут в случае привлечения их к административной ответственности, которая может и не наступить. Возникает вопрос: закупит ли Уральский банк ПАО Сбербанк такой противогаз?
Еще интересный факт — описание противогаза ГП-7ВМС, содержащееся в ТЗ заказчика, соответствует приведенному выше изображению, но при этом, не соответствует изображению, приведенному в ТЗ, а изображение — не соответствует описанию. Закономерно напрашивается вопрос: явное противоречие между изображением и словесным описанием — это техническая ошибка или намеренное действие разработчика ТЗ? Какой противогаз требуется Уральскому Сбербанку?
Заказчик в техническом задании приводит изображение противогаза ГП-7ПМ, изготавливаемого ООО «Бриз-Кама»:
Противогаз гражданский ГП-7ПМ в реестре сертификатов АСС МЧС России зарегистрирован под № 74 (сертификат № РОСС RU.03 ЭЧ17.Н 0278 со сроком действия с 15.09.2016 по 14.09.2019 г.)
Возникает вопрос: какой противогаз требуется заказчику — тот, который изображен (ГП-7ПМ) или тот, который описан (ГП-7ВМС)?
С уверенностью можно заявить, что из двух противогазов разумнее остановить свой выбор на противогазе ГП-7ПМ.
Основанием для такого заявления могут служить следующие доводы:
Во-первых:
- У описанного противогаза «ГП-7ВМС» фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7К не защищает аммиака. Аммиак относится к аварийно-химически опасным веществам. Согласно требований нормативных документов, противогаз гражданский должен быть с защитой от аварийно-химически опасных веществ. Данное требование содержится в Нормах оснащения НФГО (Приложение N 2 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утв. приказом МЧС России от 18 декабря 2014г. N 701), а также в Приложении N 2 к Порядку, утвержденному приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. N 999. Кстати, именно на данное приложение ссылается сам заказчик.
- Пункт 5.1.2 Национального стандарта ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования» требует, чтобы противогаз обеспечивал защиты от ОВ и аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД) основных классов (А, В, Е, К). Аммиак относится к классу «К» (смотри табл. А1 ГОСТ Р 22.9.19-2014) http://docs.cntd.ru/document/1200110555
Во-вторых, для того, чтобы довести защитные свойства коробки ГП-7К противогаза ГП-7ВМС до современных требований, ее необходимо использовать совместно с дополнительным патроном ДПГ-3 и гофротрубкой.
Стоимость патрона ДПГ-3 с гофротрубкой около 1100,00 рублей. Следовательно, предстоящие затраты заказчика составят: количество закупаемых противогазов (204 шт.) х стоимость ДПГ-3 с гофротрубкой (1100,00 руб.) = 224 400,00 рублей.
Противогаз ГП-7ПМ имеет фильтр, защищающий от аммиака, следовательно, отсутствует необходимость приобретения ДПГ-3 и несения дополнительных расходов.
Кроме того, использовать скрутку ДПГ-3 с коробкой ГП-7К без гофротрубки НЕЛЬЗЯ, т.к. это является нарушением норм и правил, предусмотренных как системой безопасности труда, так и гражданской обороны. Смотрите и судите сами
Большие габариты, большой вес скрутки, превышающий допустимый вес, смещенный центр тяжести и т.п. приводит к недопустимости такого использования. Поэтому дополнительный патрон ДПГ-3, предназначенный для повышения защитных свойств фильтров ГП-7К, выполненных из металла и не защищающих от аммиака, можно использовать только через гофрированную трубку
Использование противогаза такого вида приводит к значительным ограничениям подвижности и не совсем неудобно.
Кроме того, фильтрующе-поглощающие коробки, выполненные из металла, имеют явные недостатки:
- подверженность коррозии;
- наличие у закатного шва, который может при механическом воздействии повредиться. Именно это подразумевает заказчик, выдвигая требование «для исключения попадания неочищенного воздуха (химически опасных веществ) в зону дыхания в случае механического повреждения закатного шва»;
- необходимость постоянных осмотров фильтров в целях своевременного выявлении мест коррозии;
- возможность протекания химических реакций между металлическим корпусом фильтра и катализаторами, входящими в состав шихты.
При наличии определенных достоинств маски МАГ-3 (большое красивое панорамное стекло с подмасочником одного размера), противогаз гражданский, комплектуемый этой маской, имеет ряд недостатков:
- неравномерность нагрузки на лицо пользователя из-за бокового крепление фильтра;
- громоздкость и хрупкость несущего корпуса маски и его элементов;
- невозможность использования изделия людьми, имеющими типоразмер головы, не соответствующий так называемому в рекламных целях «универсальному размеру» подмасочника. Многим людям маски МАГ-3 не подойдут (будут или малы, или велики), а выбирать не из чего – все маски одного размера;
- площадь для хранения на 30% превышает нормативную площадь, так как в стандартный ящик для хранения противогазов упаковывается только 14 комплектов противогазов вместо 20.
Требование ТЗ «Дата изготовления – не ранее 1 квартала 2015 года» свидетельствует о том, что кто-то, плодотворно «поработал» с заказчиком или «подсунул» ему ТЗ не на тот противогаз, что изображен в документации заказчика.
Этот «кто-то» для того, чтобы в закупке не участвовали посторонние, вместо требования «для защиты от коррозии металлический фильтр должен быть окрашен», включил в ТЗ нестандартное, абсурдное требование, противоречащее здравому смыслу: «Фильтр цельнотянутый металлический в едином исполнении с металлическим дном и металлическим экраном входного отверстия, покрытый непоглощающим составом обеззараживающего действия, предохраняющим корпус фильтра от поглощения токсических, химических, биологических веществ, в том числе и от источников радиации».
Итоги закупки таковы:
В закупке приняли участие: ООО «Торговый дом «Бриз» и ООО «МЧС ГО «Экран».
Согласно протоколу (Протокол № 80 от 15.03.2017г.) победителем признан ООО «Торговый дом «Бриз», с которым был заключен договор поставки с приложением к нему спецификации, содержащей явные противоречия и невыполнимые требования. Торговый дом «Бриз» предлагал к поставке противогазы ГП-7ПМ, изображение которого приведено в закупочной документации Сбербанка. Однако, заказчик предложение победителя не принял и расторг договор с ним. Тем самым руководство Уральского банка ПАО Сбербанк выбрало, так называемый противогаз ГП-7ВМС. Согласно вновь изданному протоколу (Протокол № 328 от 27.06.2017г) договор заключен с ООО «МЧС ГО «Экран». Информация о договоре можно посмотреть по ссылке: zakupki.gov.ru/223/contract/public/contract/view/general-information.html?id=3512343&viewMode=FULL
Интересный факт: ООО «МЧС ГО «Экран» поставило Главному управлению МЧС России по Тюменской области в 2013 году противогазы сомнительного качества! Заказчик отказался принимать и оплачивать противогазы сомнительного качества и обратился в Арбитражный суд (АС). АС Тюменской области решением от 23.04.2014 по делу № А70-13526/2013 обязал ООО «МЧС ГО «Экран» (ответчика) за свой счет забрать противогазы, а также – взыскал с ООО «МЧС ГО «Экран» госпошлину. Затем, в связи с непоставкой товара, Главное управление МЧС России по Тюменской области обратилось в суд с иском к ООО «МЧС ГО «Экран» о расторжении государственного контракта и взыскании 1 248 900 рублей штрафа. Решением АС Тюменской области от 26.01.2015 по делу № А70-11348/2014 с ООО «Многопрофильная чрезвычайная служба гражданской обороны «Экран» в пользу Главного управления МЧС России по Тюменской области взыскан штраф в сумме 1 248 900 руб. и 25 489 рублей государственной пошлины.
О том, какие противогазы поставило ООО «МЧС ГО «Экран» заказчику, соответствует ли товар требованиям договора, приняли или нет контрафактный товар региональные отделения Сбербанка, подчиненные Уральскому банку ПАО Сбербанк, каково отношение к данной поставке надзорных органов, контролирующих соблюдение законодательства в данной области, и руководства ПАО Сбербанк мы напишем в отдельной статье.