Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России на стороне картеля?

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев жалобу, поданную участником, проигравшим электронный аукцион на понижение, обязала Заказчика закупить устаревшую марку противогаза, и тем самым – нанесла ущерб государственному бюджету и поддержала картель. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России на стороне картеля?Как такое может быть!? Судите сами по следующим фактам:

1-й факт: 21.07.2017г ФГУП «Почта России» было размещено извещение № 0500400001217000816 о закупке гражданских противогазы в количестве в количестве 460 шт. для нужд филиала Вологодской области на сумму не более 1 520 911,80 рублей. При этом следует заметить, что цена товара была явно завышена (3 306,33 руб./шт.), а в техническом задании описана устаревшая марка противогаза — ГП-7.

Примечание автора: противогазы ГП-7 изготавливаются с начала 80-х годов прошлого века, на сегодняшний день не отвечают современным требованиям (не защищает от аммиака, требует дополнительных затрат на приобретение к ним дополнительных патронов ДПГ-3 для повышения защитных свойств, не соответствует требованиям ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», имеет боковое крепление фильтра, необходимое военным противогазам и необязательное для гражданских, и пр.). Более подробную информацию можно посмотреть или скачать по ссылке: достоинства и недостатки ГП-7.

2-й факт: В настоящий момент в отношении закупаемого Заказчиком товара – противогазов гражданских фильтрующих – принят и действует ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования» (http://docs.cntd.ru/document/1200110555), следовательно, заказчик обязан в рамках закона о контрактной системе использовать требования, содержащиеся в данном ГОСТ.

Согласно п. 5.1.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014 противогаз гражданский должен обеспечить защиту от отравляющих веществ (ОВ) и аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД) основных классов (А, В, Е, К), в том числе и от аммиака. Кроме того, согласно требованиям Приказа МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», противогаз гражданский должен иметь защиту от аммиака. Также, данное требование содержится в Нормах оснащения НФГО (Приложение N 2 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Приказ МЧС России от 18 декабря 2014г. N 701).

3-й факт: Доведение защитных свойств 450 шт. противогазов ГП-7 до современных требований потребует дополнительных расходов на сумму не менее 450 000,00 рублей, так как стоимость одного дополнительного патрона «ДПГ-3», предназначенного для повышения защитных свойств противогаза ГП-7, составляет более 1 000,00 рублей.

4-й факт: Согласно пункту 3 Аналитический отчета ФАС России «О состоянии конкуренции на товарном рынке реализации (поставки) новых гражданских противогазов фильтрующих и их модификаций» модификации гражданского противогаза между собой могут быть заменены и образуют группу взаимозаменяемых товаров. 

5-й факт: Цена противогазов в закупках может значительно снизиться только в том случае, если техническое задание предусматривает возможность поставки различных модификаций гражданских противогазов, которых насчитывается более 20. Если в ТЗ описана конкретная марка противогаза, то на снижение цены можно не рассчитывать. К примеру, итоги закупок гражданских противогазов за июнь 2017,  в которых участвовали конкурирующие стороны:

31705340257 Запрос котировок, предложенная цена противогаза: ООО «Лепесток» - 1 187,80 руб./шт., ООО «Торговый дом «Бриз» (Победитель) - 1 175,60 руб./шт.,

0313100000317000097 Электронный аукцион, победитель – ООО «Торговый дом «Бриз» с ценой 1 352,73 руб./шт.;

0513600000117000054 Запрос котировок, победитель – ООО «Лепесток» с ценой 1 380,00 руб./шт.;

0321200014117000247 Электронный аукцион, победитель – ООО «Торговый дом «Бриз» с ценой 1 665,25 руб./шт.;

0344200008217000127 Электронный аукцион, победитель – ЗАО «Тамбовмаш-Защита» с ценой 1 695,91 руб./шт.;

0358300066617000055 Электронный аукцион, победитель – ЗАО «Тамбовмаш-Защита» с ценой 1 704,08 руб./шт.;

31705217728 Запрос котировок в электронной форме, победитель – ООО «Лепесток» с ценой 1 845,00 руб./шт.;

0142200001317006273 Электронный аукцион, победитель – ООО «Лепесток» с ценой 1 950,00 руб./шт.

6-й факт: Заводы-изготовители, выпускающие противогазы «ГП-7», вошли в ООО «Корпорация «Спецзащита», образовали картель и поддерживают на торгах высокие ценны на свою продукцию. Постановлением ФАС России от 06.07.2017 «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 4-14.32-1147/00-30017» на ООО «Корпорация «Спецзащита» наложен штраф в размере 1 500 000,00 (Один миллион пятьсот тысяч рублей) (Постановление о наложении штрафа на ООО Корпораця Спецзащита - 1 500 000,00 руб.). Факты бронирования и закрепления торгов изложены в указанном Постановлении ФАС России и постановлениях о наложении штрафа на других участников «противогазового» картеля:

- Постановление о наложении штрафа на ООО МЧС ГО Экран - 6 541 327,76 руб.;

- Постановление о наложении штрафа на ЗАО Химкомплектзащита - 3 678 960,00 руб.,

- Постановление о наложении штрафа на ООО КиТ- 5 486 987,96 руб.;

- Постановление о наложении штрафа на ЗАО Балама - 6 644 702,64 руб.;

- Постановление о наложении штрафа на ООО Гражданская оборона - 2 631 018,20 руб.;

- Постановление о наложении штрафа на ООО Навигатор-Т - 6 633 702,64 руб.;

- Постановление о наложении штрафа на ООО Технология охраны здоровья - 6 633 702,64 руб.;

- Постановление о наложении штрафа на ЗАО Группа компакний Щит - 6.633.702 руб. и многих других участников.

Примечание автора: Можно полагать, что сумма, которую должны выплатить государству члены картеля в виде штрафа, во много раз меньше той реальной выручки, которую они имеют от реализации товара по завышенным ценам. К тому же, наложить штраф – одно дело, а реально взыскать штраф с правонарушителей – дело совсем другое. Все участники, привлеченные к ответственности, обратились в АС города Москвы с заявлениями об оспаривании решения ФАС о привлечении к административной ответственности (дело А40-69793/2017, А40-114008/2017, А40-112894/2017, А40-110566/2017, А40-110547/2017, А40-110497/2017, А40-110230/2017, А40-109483/2017, А40-108790/2017, А40-109081/2017, А40-106983/2017, А40-107016/2017, А40-169212/2017).

7-й факт: Комиссия заказчика 5.08.2017, рассмотрев заявки участников, и учитывая вышеизложенные факты, а также то обстоятельство, что заявки №2 и №3 предлагали современные модификации гражданского противогаза ГП-7, а именно – ГП-7Б и ГП-7ПМ соответственно, имеющие улучшенные характеристики и потребительские свойства, защищающие от аммиака, не требующие дополнительных бюджетных затрат, приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников. Естественно, что описание и характеристики товара, предлагаемого в заявках №2 и №3, отличались от описания и характеристик товара, изложенных в техническом задании.

8-й факт: В аукционе, проведенном 04.08.2017, участвовали 3 участника: ООО «Химкомплектзащита» (с предложением противогаза ГП-7), ООО «Навигатор СИЗ» (с предложением противогаза ГП-7ПМ), ООО «Многопрофильный Челябинский Сервис гражданской обороны и средств индивидуальной защиты» (сокращенное наименование – ООО «МЧС ГО СИЗ», с предложением противогаза ГП-7Б). В аукционе победил ООО «МЧС ГО СИЗ» с ценой контракта 1 284 259,44 рублей. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок, ООО «МЧС ГО СИЗ», как участник, предложивший наименьшую цену контракта, соответствовал требованиям и признан комиссией Победителем (скачать Протокол от 07.08.2017). Цена за противогаз снизилась с 3 306,33 руб. до 2 790,66 руб.

9-й факт: Заказчик принял решение об увеличении количества закупаемых противогазов с 460 до 545 шт. за счет сэкономленных средств и разместил в сети проект контракта. Однако, проигравший участник обратился в Санкт-Петербургского УФАС с жалобой на действия комиссии Заказчика и просьбой об отмене протокола рассмотрения заявок (жалоба ООО «Химкомплектзащита»).

10-й факт: Комиссия Санкт-Петербургского УФАС признала жалобу обоснованной (см. Решение) и выдало Предписание с  требованием:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона № 0500400001217000816;

- повторно рассмотреть первые части заявок, поданных на участие в аукционе (извещение № 0500400001217000816), с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;

- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение № 0500400001217000816) в соответствии с законодательством о контрактной системе.

10-й факт: Комиссия Заказчика во исполнение Предписания Санкт-Петербургского УФАС признала ООО «Химкомплектзащита» единственным участником аукциона от 06.09.2017 (ссылка http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/supplier-results.html?regNumber=0500400001217000816 ) (Скачать Протокол от 06.09.2017).

ИТОГИ:

- ФГУП «Почта России» для нужд филиала Вологодской области на сумму 1 520 911,80 рублей закупило 460 шт. несоответствующих современным требованиям противогазов ГП-7 для повышения защитных свойств которых потребуется еще более 460 000,00 рублей;

- 85 человек, которые могли бы быть обеспеченны современной модификацией гражданского противогаза (противогазом ГП-7Б, защищающим от аммиака и не требующим дополнительных бюджетных затрат), остались без противогазов;

- требования Приказов МЧС России от 23.12.2005 № 999 и от 18.12.2014 N 701  (в части обеспечения защиты от аммиака) не выполнены;

- на комиссию, которая действуя в государственных интересах допустила к участию в закупке заявки с предложением современных сертифицированных противогазов, не требующих дополнительных затрат, наложен административный штраф;

- Решение и Предписание Санкт-Петербургского УФАС стало очередным документом, позволяющим поставщикам оказывать давление на контрактных управляющих и членов закупочных комиссий Заказчиков, если в техническом задании по каким-то причинам лицом, ответственным за составление ТЗ, дано описание противогаза ГП-7. Свидетельством этому служит жалоба ООО "Безопасность жизнедеятельности" (исх.№ 1 от 31.08.2017, место нахождения заявителя: Омская обл., Омский район, тер. СНТ "Садовод-1", уч. 666), в который заявитель ссылается на Решение Санкт-Петербургского УФАС (скачать Жалоба ООО Безопасность жизнедеятельности). 

Ответ на вопрос "На стороне ли картеля комиссия Санкт-Петербургского УФАС России?" вполне очевиден - естественно, что НЕТ, так как комиссия потребовала "привести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством о контрактной системе". Однако, почему комиссия не предоставила заказчику возможность разобраться в нюансах товара, внести изменения в документацию или отменить закупку? Предписание  Санкт-Петербургского УФАС России больше похоже на навязывание воли заказчику, чем на приведение закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе. Возникает вопрос: как  оценивают данную закупку ответственное должностное лицо ФГУП «Почта России» по макрорегиону Сергей Борисович Судеревский и лицо, выбравшее и описавшее противогаз  ГП-7? Может быть им того и надо было?

В каких закупках и кто из лиц, ответственных за составление ТЗ, выбирает противогаз ГП-7, чем это мотивированно – это тема, которой будет посвящена отдельная статья.

С.Голиков

08 сентября 2017

Итоги закупок за сентябрь

Сайт о средствах индивидуальной защиты и гражданской обороне

Сервис обратного звонка RedConnect