Ответы на вопросы

Вопрос: Сколько стоит гражданский противогаз?

Ответ: средняя рыночная стоимость гражданских противогазов находится  пределах от 2800,00 до 3000,00 рублей.

Вопрос: От чего зависит стоимость противогаза?

Ответ: Стоимость противогаза зависит от отпускной цены, устанавливаемой изготовителями на ту или иную модель противогаза, и наценки поставщиков. Производители противогазов выпускают более 20 разновидностей лицевых частей и более 20 марок фильтров, что позволяет поставщикам предлагать одну и туже марку противогаза в различных комплектациях, стоимость которых может существенно отличаться.

Вопрос: От каких веществ должен защищать гражданский противогаз?

Ответ: Противогаз должен обеспечить защиту от отравляющих веществ (ОВ) и аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД) основных классов (А, В, Е, К).

Обоснование: п. 5.1.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования»

Вопрос: Какие вещества относятся к классам А, В, Е, К?

Ответ: В таблице А1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 указан перечень аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия (АХОВИД) основных классов (А, В, Е, К):

  • класс А – органические пары: ацетонитрил, акрилонитрил, циклогексан, хлорпикрин, формальдегид;
  • класс В – неорганические газы и пары: водород цианистый, сероводород, фосген, хлор, хлорциан;
  • класс Е – кислые газы и пары: диоксид серы, водород фтористый;
  • класс К – аммиак, диметиламин.

Обоснование: Приложение А (обязательное), Таблица А1 – Перечень АХОВИД, ОВ и аэрозолей ГОСТ Р 22.9.19-2014

Вопрос: Распространяются ли требования ГОСТ Р 22.9.19-2014 на противогазы промышленные?

Ответ: Согласно п. 1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 требования данного ГОСТ не распространяются на противогазы промышленные.

Вопрос: Что означает понятие: противогаз «двойного использования»?

Ответ: Термин противогаз «двойного использования» подразумевает что, противогаз можно использовать как для целей ГОЧС, так и в целях промышленной безопасности. В настоящее время многие марки гражданских противогазов прошли сертификацию как в системе сертификации МЧС РФ, так в системе сертификации безопасности труда (ССБТ) и имеют сертификат соответствия ТР ТС 019/2011. Проще говоря – термин «двойное использование» применим к любому гражданскому противогазу, имеющему сертификат ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Вопрос: Все ли противогазы гражданские имеют сертификат соответствия ТР ТС 019/2011?

Ответ: Нет, не все. Те противогазы, которые были разработаны еще в прошлом веке, но до сих пор еще выпускаются, не имеют сертификатов на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011. К таким изделиям относятся противогазы:

 комплектуемые лицевыми частями (масками) с круглыми плоскими стеклами, ограничивающими площадь поля зрения человека более чем на 30%, согласно абзацу 7 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 допускается ограничение поля зрения не более чем на 30 процентов). К примеру, противогаз УЗС ВК 320 и ряд других противогазов с металлическими фильтрами в комплектации маской МГП с круглыми плоскими стеклами не имеют сертификатов соответствия требованиям ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты»;

комплектуемые фильтрами, маркировка которых не соответствует требованиям ТР ТС 019/2011. К примеру, фильтры противогаза ГП-7 изготавливаются в металлическом корпусе, окрашиваются краской защитного (зеленого) цвета и на них наносится маркировка «ГП-7К». Данная маркировка не соответствует требованиям  ТР ТС 019/2011

Вопрос: Как проверить информацию о достоверности сертификата на противогаз гражданский?

Ответ: Реестр действующих сертификатов системы сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России опубликован на официальном сайте. Проверить информацию о сертификате соответствия можно на сайте системы АСС МЧС России: Реестр сертификатов.

Вопрос: Как составить техническое задание (ТЗ) на противогаз, чтобы не ограничивать круг участников, провести закупку на конкурентной основе и избежать жалоб в ФАС?

Ответ: Чтобы не ограничивать круг участников закупки, следует в ТЗ включать такие требования, которые не превышают требований, установленных государственными стандартами и нормами. За основу целесообразно использовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие». Если текст взят из ГОСТа и перенесен в ТЗ, то никто не сможет обвинить заказчика в превышении требований законодательства и «заточке» техзадания.

Вам предлагаются ТЗ на самоспасатель и ТЗ на противогаз гражданский, составленные в строгом соответствии с требованиями ГОСТов на данные изделия. Это легко проверить.

Вопрос: На сайтах изготовителей размещены ТЗ на противогазы, стоит ли их использовать?

Ответ: Образцы технических заданий (далее – ТЗ), размещенные на сайтах производителей (их дистрибьюторов, дилеров, партнеров), описывают конкретные марки противогазов какого-либо конкретного изготовителя. Использование таких ТЗ приводит к ограничению числа участников, готовых предложить аналогичный (эквивалентный) товар других изготовителей.

Противогазы изготавливается по техническим условиям (далее – ТУ), которые разрабатываются по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Противогазы отличаются друг от друга основными характеристиками, потребительскими свойствами, материалами изготовления, комплектностью, маркировкой, упаковкой и т.д. Именно эти отличия содержатся в образцах ТЗ, размещенных на сайтах. Не столь существенный параметр какой-либо характеристики товара, требуемый Заказчиком в техзадании и не указанный в заявке добросовестным Участником, может послужить основанием для ее отклонения. Производители противогазов и их дилеры хорошо знают характеристики как своего товара, так и товара конкурентов, и если комиссия заказчика, проводящего закупку по 44-ФЗ, допустит заявку участника, предлагающего товар (пусть даже и с улучшенными характеристиками, но отличающимися от характеристик, указанных в ТЗ), то на действия комиссии может быть подана в УФАС жалоба, которая однозначно будет признана обоснованной. К примеру, жалоба в УФАС СПб. Поэтому, чтобы избежать жалоб в ФАС, разумнее, не скачивать ТЗ с сайтов, а использовать ГОСТ на данный вид продукции.

Вопрос: Почему в ТЗ можно встретить требование заказчиков, чтобы фильтр был в металлическом корпусе?

Ответ: Некоторые люди ошибочно полагают, что так называемые “противогазовые коробки” в металлическом корпусе лучше фильтров, выполненных из композиционных материалов,  поскольку они дороже. На самом деле, фильтры из композиционных материалов по многим показателям превосходят фильтры из металла. Фильтры в металлическом корпусе изготавливают АО «Сорбент», АО «Тамбовмаш», АО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского», входящие в одну структуру, управляемую ООО “Зелинский групп” (бывшая ООО «Корпорация «Спецзащита»). Как ранее отмечало ФАС, указанные изготовители поддерживают на высоком уровне цены на торгах на свои противогазы и нарушают антимонопольное законодательство (дело № 1-11-82/00-30-16).

Фильтры из композиционных материалов изготавливают ОАО «АРТИ-Завод», ООО «Бриз-Кама», а также вышеуказанные предприятия, входящие в ООО “Зелинский групп”. Объемы производства фильтров в металлическом корпусе во много раз превышают объемы производства фильтров из композиционных полимерных материалов. Количество поставщиков противогазов с металлическими фильтрами в десятки раз больше количества поставщиков противогазов с фильтрами из композиционных материалов и, как следствие этого, большее количество информационного материала, рекламы, возможностей по продвижению данных противогазов и прочее.

Как свидетельствуют заказчики, проводившие закупки без указания в ТЗ материала из которого должен быть изготовлен фильтр, на них оказывалось настолько сильное давление со стороны “поставщиков-металлистов”, что они были  вынуждены внести изменения в документацию.

По данному поводу в газете «Комсомольская Правда» даже была опубликована статья, в которой отмечается: «ООО «Бриз-Кама» не может в одиночку преодолеть трудности, которые на его пути искусственно и сознательно создают предприятия, доминирующие в данном секторе экономики страны. Крупные компании под различными предлогами стремятся опорочить продукцию ООО «Бриз-Кама» в глазах потребителей, всячески способствуя тому, чтобы не допустить его к участию в аукционных торгах, приёмами недобросовестной конкуренции буквально «проталкивают» в технические задания по закупкам средств индивидуальной защиты требования к продукции, явно указывающие на изделия конкретного производителя. В результате государственные организации и муниципальные образования закупают продукцию СИЗОД старых образцов, разработанных еще в прошлом веке, по весьма завышенным ценам, не всегда обоснованным требованиям к её техническим характеристикам и не в полной мере отвечающей современным требованиям. Тем самым наносится существенный вред не только бюджету страны, но и безопасности ее граждан.

Обоснование: статья в газете «Комсомольская Правда», Определение ФАС России «О назначении дела № 1-11-82/00-30-16 О нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению».

Вопрос: Обязательно ли в ТЗ указывать «или эквивалент»?

Ответ: Федеральная Антимонопольная Служба в Аналитическом отчете «О состоянии конкуренции на товарном рынке реализации (поставки) новых гражданских противогазов фильтрующих и их модификаций» отмечает:

«Согласно пункта 1 части статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов “или эквивалент”, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Вопрос: Приказ 285 МЧС России требует проверять фильтры противогазов на наличие вмятин и ржавчины, значит ли это, что фильтры должны быть только металлическими?

Ответ: Нет, Приказ МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285 не устанавливает требований к разработке, производству и закупке противогазов. Фильтры могут быть как в металлическом, так и в пластиковом корпусе.

В пункте 2.9.12 Правил, утвержденных Приказом МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285 указано, что:

«При осмотре средств индивидуальной защиты проверяются:

  • противогазовые коробки и дополнительные патроны – качество покраски; отсутствие коррозии, помятостей, пересыпания и высыпания шихты; плотность завертывания колпачков и правильность установки пробок;
  • лицевые части – состояние резины (отсутствие трещин, порывов), наличие и состояние клапанов, переговорных устройств и мембран в них, плотность крепления клапанной коробки, состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм».

Абсурдно требовать на основании вышеуказанного требования Правил МЧС закупать только противогазы с металлическими фильтрами,  а затем проверять появилась на них ржавчина или нет! Фильтры из ударопрочного термостойкого полимерного композиционного материала, который не подвержен коррозии и не требует покраски, не уступают, а по многим характеристикам превосходят фильтры из металла. При проведении ежегодного осмотра хранимых противогазов время работы комиссии значительно сокращается, если на хранении находятся противогазы с нержавеющими фильтрами и отсутствует необходимость обнаруживать фильтры с проржавевшими корпусами.

Пример некачественного металлического фильтра приведен на фотографии, которая была сделана в то время, когда гарантийный срок данного фильтра еще не истек. Так называемое “высаливание” явно свидетельствуют о том, что партия данных фильтров была выпущена с заводским браком.

К утвержденным приказом МЧС России Правилам следует подходить разумно, т.к. некоторые требования Правил неприменимы в отношении многих организаций.  Судите сами: для “буквального” исполнения Правил организациям, закупающим гражданские противогазы, необходимо:

  • склад (место хранения) оборудовать с учетом требований защиты от современных средств поражения, на безопасном удалении от предприятий, специфическая деятельность которых может отрицательно сказаться на качественном состоянии средств радиационной и химической защиты (п.2.7.1 Правил);
  • территорию склада надежно оградить, и хорошо освещать в ночное время (п.2.7.3 Правил);
  • на складе оборудовать участок для завоза, распаковки и упаковки средств радиационной и химической защиты, кладовые для хранения инвентаря, инструмента и специальной одежды, рабочее место ответственного за хранение (п.2.8.9 Правил);
  • оборудовать контрольно-пропускной пункт, в котором, как правило, размещается охрана склада, и организовать осуществления контроля входа (въезда) на территорию склада, а также выхода (выезда). (п.2.8.13);
  • и многое-многое другое.

Требовать, к примеру, от директора какой-либо школы или детского сада организовать хранение закупленных противогазов за городом в соответствии с вышеуказанными требованиями Правил – это абсурд. Если требование п. 2.19.12 Правил, утвержденных Приказом МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285, должно исполняться буквально, то тогда нельзя покупать гражданские противогазы с панорамными масками типа «МАГ-3», так как при их осмотре невозможно проверить состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм лицевых частей (у панорамных масок нет очковых стекол и очковых обойм).

Вопрос: Инспекторы надзорной деятельности МЧС РФ в акте проверки указали как нарушение требований законодательства отсутствие на предприятии дополнительных патронов ДПГ-3. Правомерно ли требование инспекторов МЧС о том, чтобы были закуплены дополнительные патроны для противогазов?

Ответ: Дополнительный патрон ДПГ-3 предназначен для комплектации гражданских противогазов ГП-7, ГП-7В с целью расширения области их применения. Входящие в комплектацию гражданских противогазов ГП-7 (ГП-7В) фильтрующе-поглощающие коробки марки не обеспечивают защиту от аммиака и некоторых АХОВИД, а требования, предъявляемые к гражданским противогазам, таковы, что все противогазы должны обеспечивать защиту от аммиака.

Следовательно, если на предприятии имеются противогазы марки ГП-7, то к ним требуется приобрести дополнительные патроны ДПГ-3, если на предприятии имеются гражданские противогазы, фильтры которых защищают от аммиака (к примеру: ГП-7Б, ГП-7ПМ), то в приобретении дополнительных патронов ДПГ-3 нет необходимости.

Вопрос: Распространяются ли на гражданские противогазы требования стандартов системы безопасности труда?

Ответ: Следует полагать, что распространяются, так как в отношении противогазов гражданских фильтрующих действует ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования». Данный стандарт использует ссылки на документы Системы стандартов безопасности труда. К примеру, ООО «Лепесток» в жалобе №201700151003001215, поданной на в УФАС Нижегородской области на заказчика, закупавшего противогазы гражданские, заявляет, что «В отношении данного товара в Российской Федерации действуют ГОСТ 12.4.235-2012 (EN 14387:2008) «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка» и ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136:1998) «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия», а заказчик при составлении описания объекта закупке использовал другие показатели и требования. УФАС согласилась с заявителем и признала жалобу обоснованной.

Вопрос: Какие марки гражданских противогазов выпускаются заводами?

Ответ: В настоящее время выпускается более 25 модификаций гражданского противогаза.

Марки гражданских противогазов указаны на сайтах изготовителей и внесены в реестр АСС МЧС России (реестр можно посмотреть здесь).

Вопрос: Где можно пройти обучение по ГО и ЧС в городе Челябинске?

Ответ: Обучение должностных лиц и специалистов в области ГО и РСЧС проводит Учебно-методический центр областного государственного учреждения “Центр гражданской обороны и защиты населения Челябинской области”. УМЦ находится по адресу: Челябинск, ул. 40-летия Октября, д. 21 (отдельный вход с южной стороны здания). Обучение проводится бесплатно по программам для различных категорий в объёме 72-108 часов, теоретический материал выдаётся в электронном виде. Для подачи заявок на обучение обращаться по телефону: 775-00-06.

Вопрос: Следует ли требовать, чтобы в паспорте на гражданский противогаз или респиратор имелась отметка о  приемке товара военным представительством (ВП МО РФ)?

Ответ: Нет, не следует. Продукция с военной приемкой поставляется для МО России, а для организаций, не входящих в структуру МО РФ, требование о поставке товара с военной приемкой неправомерно.

Есть изделия, выпускаемые по ТУ, которые разработаны МО РФ и где заказчиком выступает МО РФ. Такие изделия проходят военную приемку. В связи с частыми случаями неправомерного “отсеивания” участников конкурсов на поставку гражданских противогазов из-за отсутствия у них военной приёмки, ООО “Бриз-Кама” официально обратилось в Министерство обороны за разъяснением данной ситуации. ВРИО начальника Управления военных представительств Минобороны ответил, что согласно указаниям Министра обороны РФ от 27 июля 2013 года №205/2/411, продукция не имеющая утверждённой госзаказчиком технической документации (продукция общехозяйственного, гражданского назначения и закупаемая по государственному оборонному заказу) не подлежит контролю ВП МО. Текст запроса и ответа размещен на сайте   http://brizcentr.ru/news/21.html

ФАС признает жалобы, поданные на требование документации заказчика о наличии военной приемки МО России, обоснованными. К примеру, Решение и Предписание УФАС по Новосибирской области можно посмотреть здесь.

Вопрос: Какие противогазы вы рекомендуете приобретать?

Ответ: Я рекомендую те противогазы, которые прошли сертификацию на соответствие предъявляемым к ним требованиям, и которые имеют минимальную стоимость. Полагаю, что разумнее закупить 20 противогазов по цене 2 тысячи, чем 10 противогазов по цене 4 тысячи. В первом случае обеспечено противогазами будет 20 человек, во втором – 10 человек. Есть разница?

Однако выбор за Вами, но еще раз подчеркиваю, что:

  • современные панорамные маски и лицевые части с трапециевидными стеклами обеспечивают обзорность не менее 70%.
  • нижнее крепление одного фильтра к лицевой части или боковое крепление двух облегченных фильтров к лицевой части позволяет снизить и равномерно распределить нагрузку от противогаза на лицо и голову человека, избежать надевания противогаза с перекосом и, как следствие, подсоса зараженного воздуха по линии обтюрации (прилегания) лицевой части противогаза к лицу человека.
  • современные комбинированные фильтры гражданских противогазов:
    • изготавливаются с использованием ударопрочного термостойкого полимерного композиционного материала, который не подвержен коррозии и не требует покраски для защиты от коррозии;
    • материал корпуса из ударопрочного термостойкого полимерного композиционного материала обладает свойством обратимой деформации, что сводит к минимуму вероятность создания условий для проникновения зараженного воздуха вдоль стенок корпуса;
    • фильтры обеспечиваю защиту от ОВ, РВ и АХОВИД основных классов (А, В, Е, К), т.е. не требуются дополнительные затраты на повышение защитных свойств противогазов (закупку ДПГ-3).

Главное – это не то, из чего сделан корпус фильтра, а то, что находится внутри фильтра. Современные гражданские противогазы имеют сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) и сертификаты МЧС России.

Вопрос: Какие средства защиты органов дыхания должны использоваться при химических ЧС?

Ответ: Для защиты людей в случаях разлива (выброса) химически-опасных веществ должны использоваться специальные средства защиты органов дыхания, так называемые самоспасатели.

Вопрос: Какие бывают самоспасатели и каким требованиям они должны соответствовать?

Ответ: Самоспасатели относятся к средствам индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и как все СИЗОД классифицируются на:

  • изолирующие СИЗОД (дыхательные аппараты) – не зависящие от окружающей среды;
  • фильтрующие СИЗОД – зависящие от окружающей среды.

Самоспасатели изолирующие должны соответствовать требованиям:

  • ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»;
  • ГОСТ 12.4.292-2015 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие самоспасатели с химически связанным или сжатым кислородом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов»;
  • ГОСТ Р 53259-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие со сжатым воздухом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» – это требование для изолирующих самоспасателей, предназначенных для защиты людей при пожаре (в дополнение к указанным выше требованиям).

самоспасатели фильтрующие должны соответствовать требованиям:

  • ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».
  • ГОСТ Р 22.9.09-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования»;
  • ГОСТ Р 53261-2009 «Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» – это требование для фильтрующих самоспасателей, предназначенных для защиты людей при пожаре.

Вопрос: Можно ли использовать для эвакуации при пожаре самоспасатели, которые имеют сертификат соответствия ТР ТС, но не имеют пожарного сертификата?

Ответ: Нельзя. К примеру, МЧС России в письме к Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «СОЮЗ 01» от 28 апреля 2016 года №19-2-12-1698 указывает что, «самоспасатели, соответствующие требованиям Технического регламента о безопасности СИЗ могут использоваться (применяться) исключительно для защиты органов дыхания и зрения человека от химических факторов, а самоспасатели, предназначенные для защиты органов зрения и дыхания людей при пожаре, наряду с требованиями Технического регламента, должны соответствовать требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасностью и ГОСТ Р 53261-2009 «Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний».

Сайт о средствах индивидуальной защиты и гражданской обороне